Пятница,08:40, 26.04.2024 Приветствую Вас Гость RSS

Получить код баннера
Алешкин-Cаплык - моя малая Родина!





Главная | Форум | Блог | Фотоальбомы | Регистрация | Вход

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Общие новости [189]
Навости сайта, новости села
Новости самоуправления [2]
Новости самоуправления
Православный вестник [45]
Новости православия
Новости образования [21]
Новости школы и детского сада
Новости культуры [14]
Новости культуры
Статистика
Подробная статистика:
Поиск по сайту
Праздник Рождества Христова

История появления праздника

В ранней церкви вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.[1]
Даты празднования в различных церквях

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским.

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по григорианскому календарю.

В Армянской церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.
События Рождества Христова
Эль Греко. «Рождество»
Канонические тексты

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки: Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лк.2:4-7)


Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе[2]. В это время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2).[3][4] Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф.2:16).
Апокрифические источники
Фреска «Купание Христа Саломеей»
(Каппадокия, XII век)

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.[5]

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Происхождение даты
Определение даты рождения Иисуса
См. также статью Историчность Иисуса Христа

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 годами до н. э.[6]. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.[7]

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.[8] Однако даты после 4 г до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г до н. э. А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.
Установление даты празднования Рождества

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.

Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.Основные эпизоды жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям
Рождество
Сретение
Крещение
Искушение Христа
Призвание двенадцати апостолов
Первое чудо Иисуса Христа
Нагорная проповедь
Чудеса
Преображение
Дарование молитвы ученикам
Пророчество о Втором пришествии
Вход в Иерусалим
Изгнание торгующих из храма
Страсти Христовы
Помазание Иисуса миром
Тайная вечеря
Моление о чаше
Суд Пилата
Крестный путь
Распятие
Погребение Христа
Сошествие во ад
Воскресение
Явления Христа ученикам
Вознесение


Зимнее солнцестояние

День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов, начиная, по крайней мере, с эпохи неолита. Это доказывают сохранившиеся археологические памятники, такие как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур, в том числе у славян (Великдень). С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник «рождения бога солнца». Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йуль), поклонники культа Митры, и др.
В Римской империи времён раннего христианства также существовал подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti). По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово [9].

Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.

К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества — 25 марта, в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Согласно христианскому вероучению, это символизирует равноправие Божественной и человеческой природы в воплотившемся в этот день Христе[10].
Рождество в христианском богослужении
Рождество в богослужении Православной церкви
Основная статья: Рождество в богослужении Православной церкви

В иерархии русских праздников Рождество занимает второе место после Пасхи.

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники).[11]
Рождество в богослужении Римско-католической церкви

Празднованию Рождества Христова в римско-католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это также период размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

День 24 декабря носит название Рождественский сочельник или Вигилия (от лат. vigilia, бдение). Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.

Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако, отметить, что во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник[12]). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.
Государства, в которых Рождество Христово — выходной день
Один выходной день
Армения — 6 января
Грузия — 7 января
Казахстан — 7 января
Киргизия — 7 января
Португалия — 25 декабря
Россия — 7 января (нерабочий день с 1991 года[13])
Республика Корея - 25 декабря
Сербия — 7 января
США — 25 декабря
Украина — 7 января
Два выходных дня
Белоруссия — 25 декабря, 7 января
Великобритания — 25 декабря, 26 декабря
Венгрия — 25 декабря, 26 декабря
Германия — 25 декабря, 26 декабря
Греция — 25 декабря, 26 декабря
Ирландия — 25 декабря, 26 декабря
Испания — 25 декабря, 26 декабря
Италия — 25 декабря, 26 декабря
Литва — 25 декабря, 26 декабря
Люксембург — 25 декабря, 26 декабря
Нидерланды — 25 декабря, 26 декабря
Норвегия —25 декабря, 26 декабря
Польша — 25 декабря, 26 декабря
Финляндия — 25 декабря, 26 декабря
Хорватия — 25 декабря, 26 декабря
Швеция — 25 декабря, 26 декабря
Три выходных дня
Болгария — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[14]
Дания — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
Латвия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[15]
Молдавия — 25 декабря, 7 января, 8 января
Словакия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
Чехия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
Эстония — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря

Рождественские блюда народов мира
в Армении: рыба, рис с изюмом;
в Белоруссии: куцця из пророщенной пшеницы, карп, индейка с шафраном, черносливом, гусь по-фламандски, клюквенный кисель, фрукты и орехи в коньяке, рождественское «дерево»;
в Бельгии: телячья колбаса с трюфелями, мясо вепря, традиционный торт, вино;
в Болгарии: 7 постных блюд. Баница с сюрпризом.
в Великобритании: индейка под соусом из крыжовника, рождественский пудинг и бренди;
в Венгрии: тонкая облатка, намазанная мёдом и подаваемая с чесноком;
в Германии: жареный гусь; картофельный салат с сосисками [16];
в Греции: индейка в вине;
в Дании: утка или гусь, фаршированные фруктами, рисовый пудинг, посыпанный корицей;
в Ирландии: индейка или окорок;
в Испании: жареный барашек, моллюски, индейка, молочный поросёнок, херес;
в Италии: паровая треска или окунь с белым вином;
в Латвии : горох с беконным соусом, маленькие пирожки, капуста и сосиски, мандарины, пипаркукас — печенья с корицей и чёрным молотым перцем.
в Люксембурге: яблоки, местное игристое вино;
в Нидерландах: кролик, оленина или дичь;
в Португалии: баккалао, очень сладкий портвейн;
в России: сочиво, сыть, утка или гусь с яблоками;
в Словакии: капустница и карп с картофельным салатом, тонкая облатка с мёдом и чесноком;
в Финляндии: окорок, морковная, брюквенная или картофельная запеканка, булочки из слоёного теста со сливовым вареньем, зелёный горошек, брусника, клюква;
во Франции: устрицы, паштет из гусиной печени, индейка в белом вине, шампанское и сыры;
в Чехии: жареный карп и картофельный салат;
на Украине: капустняк, узвар, кутя.
Рождество в светской культуре
Художественная литература
Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (повесть)
Ч. Диккенс «Рождественские повести» (The Christmas books)
Б. Пастернак «Рождественская звезда» (стихотворение)
А. Башлачёв «Рождественская» (стихотворение).
Фильмы
1913 — «Ночь перед Рождеством», режиссёр — В. Старевич.
1997 — «Рождество» (мультфильм), режиссёр — М. Алдашин.
2004 — «Рождество», режиссёр — Чезз Палминтери.
2008 — «Четыре Рождества», режиссёр — Сет Гордон.
2009 — «Рождественская история», режиссёр — Роберт Земекис
Современное празднование Рождества
Рождественский поздравительный конверт с оригинальной маркой и рождественским гашением, 2004

В светской культуре Рождество связывают прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. Обычай дарить на Рождество подарки всячески поощряется продавцами, что привело к коммерциализации Рождества. В предрождественский период выручка специализированных магазинов может составить половину и более выручки за остальной год.

Во многих странах Рождество остаётся государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Правительства этих стран подвергаются критике за декларативный характер приверженности принципам свободы вероисповедания и отделения церкви от государства.
Критика Рождества

Несмотря на то, что Рождество считается христианским праздником некоторые протестантские конфессии его отвергли. Например, в 1659 году пуритане (кальвинисты) Новой Англии приняли решение запретить Рождество, то есть запрещать в этот день отпрашиваться с работы, петь и устраивать совместные трапезы. Пастор-конгрегационалист Коттон Матер считал празднование Рождества аморальным и греховным[17].

В США общественный деятель и атеист по убеждениям Ричард Столлман предложил отмечать 25 декабря день рождения Исаака Ньютона как символ торжества человеческой науки.
В СССР и РФ

В Советском Союзе, где были отменены выходные в религиозные праздники, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года, который до сих пор остаётся более популярным праздником на территории стран СНГ, чем Рождество.

Вновь день Рождества Христова стал красным днём календаря в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём.[13] Уже 7 января 1991 года было не рабочим. Однако, в некоторых республиках РСФСР, например Татарской АССР, этот постановление было проигнорировано и день был признан рабочим[18].

По федеральным каналам российского телевидения в ночь на Рождество транслируется торжественное богослужение (после восстановления храма — из храма Христа Спасителя).
Иски в КС РФ

В 1999 году атеист М. В. Агбунов просил проверить конституционность постановления о признании 7 января нерабочим днём. В принятии к рассмотрению жалобы Конституционным Судом было отказано по причине, что «указанные нормативные предписания относятся к законодательству о праздничных нерабочих днях <…> и не содержат положений, свидетельствующих о нарушении конституционных прав и свобод, перечисленных заявителем. (статьи 14, 19 (часть 2), 28 и 29 (часть 2) Конституции России)». [19]

В 2008 году язычником Ю. Салимгареевым также был подан иск в Конституционный суд России. По мнению истца, тот факт, что православное Рождество официально считается выходным днём, противоречит Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Иск был отклонён с пояснением, что работать или отдыхать 7 января — решает законодатель.




Друзья сайта
  • Портал Дрожжановского района
  • Алешкин-Саплыкское сельское поселение
  • Новости Дрожжановского района
  • Россия Православная
  • Всё о Николае Чудотворце: житие, чудеса, иконы, молитвы
  • Православная литература в формате WORD(.DOC)
  • Разработка сайтов
  • Наши соседи


    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Погода вокруг

    Copyright MyCorp © 2024 |